Общество Карелия готова принять памятник Воину-освободителю

Снежана Слепкова
№18 (571) 02.05.2007

Скандал вокруг демонтажа памятника Воину-освободителю в центре Таллинна принял критический размах. Политическое напряжение между Россией и Эстонией грозит перерасти в настоящую дипломатическую войну. В минувшую пятницу Государственная дума обратилась к правительству РФ, назвав действия эстонских властей "аморальными". По мнению депутатов, необходимо принять меры в торгово-экономической сфере, в том числе в области транспорта, энергетики и финансов. Кроме того, парламентарии требуют дипломатических мер вплоть до отзыва посла РФ в Эстонии и запрета въезда на территорию РФ тем политикам Эстонии, кто запятнал себя осквернением могил.

БОГ НАКАЖЕТ

Карельские политики и общественные деятели не остались в стороне от эстонских событий. Глава республики Сергей Катанандов заявил в конце прошлой недели, что республика готова не только установить памятник Воину-освободителю у себя, но и перезахоронить останки советских солдат на карельской земле.

— Вы знаете, меня поражают двойные стандарты, — заявил Катанандов. – Совсем недавно посол Эстонии обратился к нам с просьбой отметить, что в Сандармохе захоронены представители эстонского народа, и мы восприняли это адекватно, и считаем, что так и должно быть, и помогаем там знак сделать – как положено. И вдруг те же самые руководители затеяли беспрецедентный, с моей точки зрения, фарс и втянули в эту историю огромное количество людей. Я считаю: осквернять могилы безнравственно. А если вспомнить, по какому поводу был поставлен памятник Воину-освободителю, – безнравственно вдвойне. Если кто-то в Эстонии не понимает всего этого, думаю, Бог им воздаст по заслугам.

Несмотря на предложение Катанандова, насколько нам известно, власти Эстонии не намереваются переносить памятник Воину-освободителю из Таллинна в какой-нибудь другой город.

НАДО ПРЕРВАТЬ ОТНОШЕНИЯ?

Депутат Петросовета Вячеслав Грин обратился к коллегам с инициативой послания к президенту Эстонии Томасу Хендрику Ильвесу и Государственному собранию Таллинна.

"С нашей точки зрения, нельзя допустить перезахоронения солдат, отдавших свою жизнь в 1944 году при освобождении Таллинна. Целесообразнее перенести транспортную остановку, чем тревожить прах героев Великой отечественной войны", — говорится в послании. Документ подписали восемнадцать депутатов Петросовета.

Известный карельский политолог Анатолий Цыганков, реагируя на вызывающие решения эстонских властей, предлагает действовать радикально. "Будет правильным, если и руководство республики Карелия после оскорбительных заявлений главы иностранного государства как минимум прервёт какие-либо взаимоотношения с политиками из Эстонии, прекратит любое деловое сотрудничество с нецивилизованными людьми", — заявил Цыганков.

СТРАСТИ ВОКРУГ ЗНАКА

На фоне событий в Эстонии появление в Карелии памятного знака репрессированным эстонцам приобретает символическое значение. Петрозаводское общество дружбы с Эстонией на свои средства собирается установить знак до конца августа примерно в 150 километрах к северу от столицы Карелии в местечке Сандармох, где в конце 1930-х годов было расстреляно множество людей, в том числе и 43 эстонца. Установку памятного знака поддерживает и эстонское консульство в Санкт-Петербурге.

— Вы напрасно связываете два этих события – демонтаж памятника в Таллинне и установку памятного знака репрессированным эстонцам в Сандармохе, — говорит председатель общества дружбы с Эстонией Елена Рябикова. — Идею установки памятного знака мы вынашиваем с 2005 года, когда возникло общество. Пока нет ни эскиза, ни финансов. Деньги на знак соберем, наверное, среди членов общества. Может, родственников найдем к тому времени, они помогут.

— Я бы повременил с установкой такого знака у нас, — заявляет депутат Законодательного собрания РК Алексей Мосунов. — Это можно сделать не сейчас, а когда Россия окончательно выяснит отношения с Эстонией. А вообще я против памятников по национальному признаку. Подобные памятники должны быть установлены СОВЕТСКИМ ЛЮДЯМ, пострадавшим в годы репрессий. Кстати, тема высылки и репрессий – общемировая. Это происходило почти во всех странах. Возьмите хотя бы Америку, которая в 40-х годах упекла в лагеря всех своих граждан, кто походил внешностью на японцев! Таковы законы государственной политики. И страдает от них весь народ в целом, а не отдельные нации!

— В Сандармохе установлены памятные знаки от еврейской, грузинской, украинской общин, от католиков, от мусульман. Не знаю, всех ли перечислил? Почему бы не быть памятному знаку от эстонского общества? – рассуждает известный карельский скульптор Григорий Салтуп. — Весь вопрос в том – на чьи деньги он будет установлен? Если за счет общества эстонцев – это нормально, если на деньги карельского бюджета – я против!

— Нельзя уподобляться варварам и действовать их методами! Нужно быть выше этого, — убежден известный карельский архитектор Вячеслав Орфинский. – Пусть отношение эстонского правительства к нашим святыням останется на его совести. Но в случае с нашим памятным знаком речь идет об обычных невинно погибших людях. Их родные имеют право прийти поклониться памяти своих близких. Ничего плохого в установке такого памятника не вижу!

— Я вообще не знаю, как относиться к таким мемориалам, как Сандармох, — говорит депутат ЗС Александр Меркушев. — Я не видел опубликованных открытых документов по этому вопросу. Есть ли у эстонского общества документы, подтверждающие подлинность факта гибели их родных в этом месте? И еще: мне, например, небезразлично, что будет написано на этом памятном знаке, как все будет подано? Пещерный национализм, который сейчас демонстрируют эстонские власти, неприемлем! Но подумали ли инициаторы установления памятного знака у нас о том, что неосторожными и неграмотными действиями могут способствовать разжиганию национальной розни? Легко представить в свете последних событий, что придет русский мальчишка-националист к этому знаку и разобьет его.