Общество Найдена управа на маршрутки?

Арина Громова
№49 (549) 29.11.2006

Дабы увеличить безопасность на дорогах, правительство РФ выпустило Постановление "О лицензировании пассажирских перевозок транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек". Новый документ вступил в силу 19 ноября.

Лицензирование деятельности маршрутных такси существовало и раньше. Однако в новом документе ужесточается перечень требований к перевозчикам. Так, выпускаемые на дороги маршрутные такси должны соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к транспорту для пассажирских перевозок. Водители должны иметь необходимую квалификацию, стаж работы и пройти медицинское освидетельствование.

В штате обязательно должен быть аттестованный сотрудник, ответственный за безопасность дорожного движения. На предприятии следует иметь помещение и оборудование для обслуживания и ремонта машин либо надо заключить договор на эти услуги со специализированной организацией. Также автовладелец обязан иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности.

В постановлении четко сказано, что является грубым нарушением лицензионных требований, которые могут привести к лишению лицензии.

— Раньше этого в законе не было, и далеко не всегда нам удавалось наказать частного перевозчика за нарушения, — говорит начальник Управления государственного автодорожного надзора по РК Александр Знаевский.

Так, теперь грубым считается то нарушение, в результате которого произошло ДТП с человеческими жертвами или причинением тяжкого вреда здоровью, а также если был нанесен средний вред здоровью как минимум пяти пассажирам. Отсутствие технического осмотра перед выпуском маршрутных такси на линию тоже причисляется к грубым нарушениям.

Лицензия и жизни людей

К сожалению, и новый закон несовершенен – признают в Управлении государственного автодорожного надзора по РК.

— Сотрудники ГИБДД выявляют и наказывают водителей-нарушителей, сообщают об этом нам, а мы, в свою очередь, проверяем частного предпринимателя, как он организовал работу, — рассказывает Александр Знаевский. — Если выявляем нарушения в организации пассажирских перевозок, накладываем на частного перевозчика штраф. Если нарушения не прекращаются, приостанавливаем его лицензию на определенный срок. Если мы выявляем, что во время этого срока частный предприниматель продолжает заниматься пассажирскими перевозками, подаем в суд на аннулирование его лицензии. Но неожиданно родилась такая практика: мы подали в суд, и суд аннулировал лицензию одного из частных предпринимателей, а он через два месяца пришел к нам снова подавать документы на ее получение.

В новом положении о лицензировании ничего не сказано о том, что однажды лишенный лицензии предприниматель не имеет права снова прийти на рынок пассажирских перевозок.

В Управлении государственного автодорожного надзора данному предпринимателю в выдаче повторной лицензии отказали. Тогда мужчина обратился в суд. Суд отменил решение Управления и предписал выдать перевозчику лицензию. Однако наш госавтонадзор снова отказал предпринимателю. Дело дошло уже до Тринадцатого арбитражного суда Санкт-Петербурга, который также поддержал перевозчика. Сотрудники Управления сдаваться не собираются и намерены подавать апелляцию в Верховный суд России.

— Такого в практике не должно быть, — уверен Александр Знаевский. — Речь идет о безопасности людей, и мы будем настаивать, что аннулирование лицензии идентично ликвидации организации или ЧП.

Грустная статистика

Ни для кого не секрет – маршрутки небезопасны. Автомобиль "Соболь" не может быть использован в качестве маршрутного автобуса, так как эта модель не предназначена для перевозки более 8 пассажиров. Впрочем, граждане подвергают себя риску и тогда, когда садятся в маршрутку одобренной модели. Ведь отдельные показатели по безопасности у "газелей" стоят на критической отметке! У них ненадежные пассажирские двери, к тому же при малейшем ДТП оказываются заблокированными как запасный (если он вообще не заставлен сиденьями), так и основной выходы. Часто при устранении последствий аварий с участием маршруток спасателям приходилось разрезать корпус автомобиля, потому как сами пассажиры выбраться из этой консервной банки не могли.

Только в Петрозаводске зарегистрированы 834 единицы маршрутных такси (в это число входят и большие автобусы). За десять месяцев текущего года в столице Карелии с участием маршруток произошли 32 ДТП, в которых 2 человека погибли, 35 были ранены. В прошлом году в городе случились 42 "маршруточных" ДТП. Их грустный итог: 2 человека погибли, 48 получили ранения.

Всего за десять месяцев водителями маршрутных такси были допущены 4103 нарушения Правил дорожного движения. Сотрудниками ГИБДД выявлены:

— 22 водителя, управлявшие транспортом в состоянии алкогольного опьянения;

— 468 водителей, перевозивших пассажиров сверх установленной нормы;

— у 57 отсутствовало ОСАГО;

— в 261 случае была запрещена эксплуатация автобусов из-за никудышного технического состояния.

Страшно? Еще как…