Общество Слухи уйдут, цены останутся

Наталья Зайцева, Илона Радкевич
№49 (549) 29.11.2006

В автошколах Карелии наблюдается небывалый ажиотаж. От желающих научиться водить и получить права нет отбоя. Однако записаться на учебу уже невозможно – во всех автошколах советуют заглянуть через месяц-другой – мол, только тогда появятся свободные места. И так уже "ученики" сидят по трое-пятеро за одной партой…

Резко возросший спрос на услуги, предоставляемые автошколами, объясняется просто. Ходят слухи, что с 1 января 2007 года учиться вождению нужно будет полгода, а платить за обучение придется 15 или даже 20 тысяч рублей. Говорят, изменится и порядок получения прав – якобы выпускники автошкол первый год будут ездить по временному удостоверению, и если за это время им удастся не нарушить Правил дорожного движения, то они будут допущены до повторного экзамена и наконец-то получат права.

Не гоните!

Год назад на президиуме Госсовета президент Путин сказал, что из-за аварий на дорогах страна теряет 2 процента ВВП, после чего начальник ГИБДД России Виктор Кирьянов заявил, что именно автошколы виноваты в высокой аварийности, и предложил усложнить процедуру получения автошколами лицензий. Осенью 2006 года Кирьянов снова выступил с критикой работы автошкол и сообщил: время обучения в них увеличится. Вот только когда именно это случится – умолчал. Сейчас ГИБДД разрабатывает новые требования совместно с Министерством образования.

Правительством России утверждена федеральная целевая программа повышения безопасности движения. Цель программы – к 2012 году в полтора раза сократить смертность на дорогах. К вопросу подошли основательно. Например, только на выработку "критериев пригодности кандидатов в водители по медицинским показаниям" отведено 3 миллиона рублей. Разработка нового закона займет как минимум год, а значит, с 1 января 2007 года срок обучения в автошколах не изменится.

На вопрос "Какие изменения с января 2007 года будут внесены в порядок получения водительских прав?" начальник Управления ГИБДД МВД Карелии Владимир Дубинин ответил кратко и сухо:

— В настоящее время нормативно-правовых актов, изменяющих порядок проведения квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами, в УГИБДД МВД Карелии не поступало.

Однако слухи не угасают и, самое досадное, люди им верят. Ситуацией не преминули воспользоваться некоторые нерадивые директора автошкол. Подобным объявлением уже не удивишь: "В связи с увеличением срока обучения до ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ государственная автошкола объявляет набор учащихся на последний курс обучения сроком ДВА МЕСЯЦА. Успейте записаться в группу! Количество учеников в группе ограничено! Теорию + 22 часа вождения + бензин мы оплачиваем. От вас – 7500 рублей".

Жители Карелии волнуются и не понимают, кому верить. Одни говорят, что слух пустили и поддерживают автошколы. Другие утверждают: лишняя практика никому не помешает и за два месяца вождению не научишься. А третьи уныло вздыхают: "Цены-то уже подняли! Слухи после нового года исчезнут, а стоимость останется. Я за 5000 учился, а жена сейчас за 8000...".

Кто раздул ажиотаж?

В петрозаводских автошколах, куда мы обратились за комментариями о возможных изменениях в системе обучения вождению, отвечали нескладно. Одни утверждали, что никаких перемен не планируется и это абсолютно точно, другие якобы "ничего не знали".

— Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию я не могу, — сказал заместитель директора автошколы РОСТО (ДОСААФ) Борис Кузнецов. — Не автошкола намечает такие мероприятия. Я ничего не слышал и не знаю ни про постановление правительства, ни про увеличение сроков обучения, и не знаю, как это может отразиться на ценах. Это все ажиотаж СМИ.

К счастью, оказалось, среди директоров автошкол есть и такие, кто не только знает и понимает, что происходит, но и имеет собственное мнение по вопросу.

— Слух есть. Закона пока нет, — пояснил директор автошколы "ШАНС-А" Александр Малиновский. — Единственное, что я пока видел, это проект. Мне его предоставили в ГИБДД. С проектом я знаком. Он предусматривает увеличение сроков подготовки, увеличение часов вождения, увеличение материальной базы по изучению теоретического курса. Планируется, что сдача экзамена в ГИБДД будет проходить на более жестких условиях.

По мнению Малиновского, если проект станет законом, случайных водителей за рулем не будет вообще, потому как стоимость обучения в автошколе будет несоизмерима с сегодняшней. Однако предсказать цену директор не рискнул. Говорит, многое зависит от стоимости бензина и запчастей.

— Люди непонятно за что гибнут на дорогах, и уже пора заняться настоящим обучением. Количество машин в Петрозаводске постоянно увеличивается. А чем больше машин, тем выше должно быть качество подготовки водителя, — говорит Александр Малиновский. – Пока речь идет об увеличении сроков обучения в автошколах до полугода. Но лично я не вижу смысла делать шестимесячные курсы. Трех месяцев вполне достаточно. Впрочем, закон еще должна принять Госдума, пока это всего лишь проект. Время покажет, что будет.

Мнение ГИБДД Петрозаводска

В 2006 году по вине молодых водителей в Петрозаводске совершены 35 ДТП, в которых 1 человек погиб и 58 были ранены.

Автошколам необходимо увеличивать количество часов практического вождения, обращать внимание обучаемых на особенности конкретной дорожной обстановки, уметь предвидеть опасные ситуации. Больше внимания нужно уделять изучению административного законодательства и особенно административной ответственности за дорожные правонарушения.

Если руководство автошкол будет формально подходить к процессу обучения, ставя во главу угла только денежные интересы, то это осложнит и без того непростую ситуацию на наших дорогах.

Несколько десятков лет назад выпускникам автошкол выдавали специальный знак на машину, который предписывал молодому водителю вести машину со скоростью, не превышающей 70 км в час. И это в городе, на трассе, на любой дороге, в любое время суток. Окончил водительские курсы — будь любезен: 70 км в час в течение двух лет. Сейчас новоиспеченным выпускникам, два месяца проходившим в автошколу, это правило кажется выдумкой. Однако действуй оно сегодня, возможно, 58 человек не получили бы травм под колесами. А один остался бы жив.