Политика Пудожанам пытаются навязать мэра

Антон Петров
№48 (548) 22.11.2006

В карельском правительстве – большие перемены. Сняты с постов Владимир Лаврентьев и Анатолий Моисеев – соответственно, руководитель Комитета по национальной политике и председатель Комитета по местному самоуправлению. О причинах тех или иных подвижек на карельском Олимпе мы можем только догадываться, и все же никто не мешает порассуждать на эту тему. Может, Лаврентьев с Моисеевым оказались теми ягнятами, которых карельский губернатор должен был принести в жертву президентскому гневу. Может, никакие они не жертвы, а вполне довольные судьбой фигуры, лишь для виду переставленные с одной клеточки на другую. А может, и правда, Сергей Катанандов собирался сместить их еще до путинского нагоняя, так как искренне считал виноватыми в той беде, которая произошла в Кондопоге. Хотя, может, не только лишь всемирная огласка кондопожских событий послужила причиной этих отставок. Во всяком случае, то, что происходило на прошлой неделе в Пудоже, наталкивает на мысль: в деятельности Комитета по местному самоуправлению РК действительно не все в порядке.

Настоятельная рекомендация

А происходило в Пудоже следующее. В город приехал заместитель председателя вышеозначенного комитета Александр Темнышев и около трех часов настоятельно "рекомендовал" местным депутатам в качестве будущего мэра своего ставленника – бывшего мэра Сортавальского района Сергея Рыжкова. Александр Эдуардович при этом особо подчеркивал, что сия кандидатура поддержана и согласована лично с Сергеем Леонидовичем Катанандовым.

Для тех, кто не в курсе, поясним: в 14 из 17 районов Карелии глав местных администраций отныне не выбирают, а назначают. Желающие поработать мэрами могут выдвигать свои кандидатуры, а специально созданная по такому поводу конкурсная комиссия, состоящая из четырех представителей района и четырех чиновников правительства, будет решать, кто из них наиболее пригоден для этой должности. Карелия, правда, чуть не стала "набожней папы римского" и по инициативе губернатора постаралась добавить в этот процесс еще одно административное сито в виде некоей экспертной комиссии. По задумке там уже представители районов "не мешались", и власть могла спокойно утверждать выгодного исключительно ей ставленника. Мысль была, конечно, замечательная, но Конституционный суд отменил карельскую новинку. Как бы то ни было, похоже, и без экспертной комиссии непосредственно жителей теперь никто спрашивать не собирается. Если раньше у народа была хотя бы возможность раз в 4 года выражать мэру свое недоверие и прогонять его за плохую работу прочь, то теперь главам районов вовсе не нужно стараться угодить жителям. Им вполне достаточно поддерживать хорошие отношения с теми восемью ребятами, которые будут их утверждать. По мнению нынешнего мэра Сортавальского района Владимира Кузнецова, эта система в корне противоречит международной хартии о самоуправлении. По его словам, по всей России уже стараются исправлять этот перегиб. Даже спикер Государственной думы Грызлов вслух задумался об антинародной природе данной системы. И все же хоть какое-то подобие народного волеизъявления здесь можно было обнаружить. Во всяком случае, теоретически. На практике же усилиями Комитета по местному самоуправлению правительство Карелии попыталось уничтожить в данной процедуре последние зачатки хоть чего-то демократического. Тем более что фигура человека, которого пытался навязать пудожанам Темнышев, была более чем спорная.

Одиозная личность

О Сергее Рыжкове наша газета писала уже не раз. В частности, о том, что в 1992 году Сергей Васильевич был осужден за получение взятки в особо крупном размере. Или о том, что в 2000 году против него возбуждалось уголовное дело за нанесение побоев не понравившемуся ему гражданину. Но в конце концов истории это прошлые. Тем более что дело о побоях было прекращено в связи с примирением сторон, а судимость по поводу взятки давно уже погашена. Важно другое: то, как зарекомендовал себя Рыжков на посту сортавальского мэра. По довольно дружному утверждению сортавальских депутатов хозяйство Сергей Васильевич вел "не очень хорошо". После его ухода у района остались 62 миллиона рублей долга за мазут и 66 миллионов – за электричество. Было набрано и не погашено кредитов на 38 миллионов рублей. И при этом, как выяснилось, при нем многое приобреталось со значительной переплатой. Скажем, тот же мазут в прошлом году закупался в среднем по 7,5 тысячи рублей за тонну. Оказалось, что цены эти были завышены как минимум тысячи на две. Сейчас Сортавальское МУП "Энергетик" закупает топливо по 5,3 тысячи рублей. Суточная норма потребления мазута составляет 80 тонн, и получается, что из-за переплаты вверенный Рыжкову город терял около 160 тысяч рублей ежедневно. За сезон – порядка 38 миллионов рублей. При такой системе хозяйствования не удивительно, что в Сортавале сегодня самые высокие в Карелии тарифы на отопление. Вдобавок, по словам нового мэра, к отопительному сезону район оказался совершенно не готов.

Говорят в Сортавале и о тяжелом характере Сергея Васильевича. О некоторой несдержанности, выражающейся в привычке разговаривать с подчиненными матом. А нынешний глава Сортавальского поселения Николай Заяц и вовсе охарактеризовал стиль его управления как "лагерный". Рассказывают также о странной сделке по продаже 30 процентов акций гостиницы "Ладога", когда сортавальская администрация выплатила некой юридической фирме "Союз" за оказанную помощь 450 тысяч рублей. Но при этом, по данным Сортавальской прокуратуры, никакой помощи "Союз" вроде как не оказывал и 450 тысяч никто в этой фирме не получал. Говорят о служебных автомобилях, покупавшихся в среднем на 200 тысяч рублей дороже, чем они должны были стоить. Говорят и об уголовном деле, которое было возбуждено против Рыжкова за злоупотребление служебным положением. По мнению прокуратуры, он назначил своим заместителям необоснованно высокую зарплату, из-за чего городская казна недосчиталась порядка 600 тысяч рублей. По непонятным причинам дело было приостановлено, и сейчас горсовет направил в прокуратуру запрос с просьбой объяснить причины этой приостановки. Много чего рассказывают в Сортавале о бывшем мэре, но главной характеристикой его работы все же являются не разговоры, а оценка, данная Сергею Васильевичу избирателями. Достаточно сказать, что выборы член "Единой России" Сергей Рыжков проиграл с почти что троекратным отставанием. И это несмотря на пресловутый административный ресурс, которым должен был обладать действующий глава района. По замечанию сортавальских депутатов, результаты выборов явились наиболее яркой иллюстрацией итогов четырехлетнего правления Рыжкова.

Суверенная демократия

Вряд ли в карельском правительстве ничего не знали о "противоречивости" личности бывшего сортавальского мэра. Но тогда почему заместитель председателя Комитета по местному самоуправлению Александр Темнышев отправляется в Пудож и от лица первого человека республики пытается уговорить пудожан принять Рыжкова "на царство"? Он настаивал на том, чтобы жительница Пудожа Лариса Данченко не выставляла свою кандидатуру на рассмотрение конкурсной комиссии, так как "у Сергея Леонидовича уже есть особое мнение на этот счет". Неужели результатов работы Рыжкова в Сортавале недостаточно для того, чтобы больше не рекомендовать его на столь чреватую искусами должность? Да и вообще, приемлемы ли для государства, называющего себя демократическим, подобные методы навязывания кандидатур? Честно говоря, не хочется верить, что губернатор республики действительно мог послать своего подчиненного в провинцию со столь непопулярным поручением. Тем более поговаривают, будто Темнышева и Рыжкова объединяет старая армейская дружба и Александр Эдуардович просто захотел по мере сил помочь товарищу с трудоустройством. А имя Катанандова использовал исключительно для пущего веса даже без ведома его носителя.

Как бы то ни было, большинство жителей Пудожа не хотят вновь получить приезжего мэра. Лариса Данченко, несмотря на столичные предостережения, собирается все-таки предлагать свою кандидатуру, а пудожские депутаты между тем запросили характеристику на Рыжкова у своих сортавальских коллег.