Политика Но головы летят

Ирина Погодина
№48 (548) 22.11.2006

Шагая на заседание карельского правительства, посвященноe подведению промежуточных итогов сентябрьских событий в Кондопоге, некоторые его участники грустно шутили: "Будет казнить". Так и вышло.

Казнить нельзя помиловать

"Что мне делать – отправить в отставку все правительство или наказать отдельных представителей власти?" — сам себя спросил Сергей Катанандов и сам себе ответил: "Я выбрал второй вариант". И началось.

Сняты с должности председатели Госкомитетов по национальной политике и местному самоуправлению Владимир Лаврентьев и Анатолий Моисеев. Объявлены выговоры министру экономики Михаилу Юринову, вице-премьеру Валерию Бойничу, председателю Госкомитета по спорту и молодежи Александру Селянину, руководителю администрации губернатора Виктору Давыдову и его заместителю Владимиру Войнову. Будет изучаться ответственность куратора района Галины Брун.

Зато формально возвышен вице-премьер Владимир Собинский. Он теперь будет курировать вопросы госустройства местного самоуправления и национальной политики. От должности министра сельского хозяйства Владимир Георгиевич освобожден. Конечно, Собинский потерял возможность распределять средства, зато получил широкие возможности для пиара.

Если проанализировать кадровые перемены, то как-то само по себе напрашивается заключение о том, что Сергей Леонидович избавился от "осколков" старого режима. Анатолий Моисеев и Владимир Лаврентьев занимали высокие посты еще во времена губернаторства Виктора Степанова.

А вот Виктор Давыдов и Владимир Войнов получили по выговору, скорее всего, не за Кондопогу, а за выборы.

Глава республики особо этого и не скрывал, заявив, что сотрудники администрации дезинформировали его о ситуации в Кеми и Сортавале, где кандидаты в мэры от партии власти провалились с треском. В любом случае можно констатировать: авторитет идеолога Давыдова во властной иерархии пошатнулся.

Что касается Александра Селянина, которому объявлен не просто выговор, а строгий выговор, то его шансы быть назначенным на вакантное место министра образования стали стремительно падать.

В целом же новая кадровая перетряска лишь дополнительно иллюстрирует ослабление позиций карельского главы на федеральном уровне. И теперь уже не поймешь: то ли он укрепляет власть, то ли ослабляет ее.

"Пилите, Шура, пилите"

Попытки разобраться в причинах происшедшего и тех, кто уцелел в своих креслах, и тех, чьи головы слетели, на заседании напоминали классическую сцену пиления гирь из "Золотого теленка". Деятели администрации главы РК и министры обвиняли кондопожскую администрацию, самих себя и даже федеральные структуры, но упорно обходили вопрос идеологии.

А идеология кондопожских событий очень проста. В середине 90-х годов близкий к тогдашнему руководству Кондопоги бизнесмен получил на супервыгодных для него и совсем невыгодных для района условиях ресторан "Чайка". Случайно этот бизнесмен оказался еще и кавказцем (национальность не имеет значения. Мало, что ли, у нас блатных бизнесменов-русских). После приезда группы чеченцев, которые вели себя, мягко говоря, неадекватно, кондопожане начали ассоциировать несправедливость с кавказцами и "Чайкой". Кондопога – город благополучный, и вовсе не отсутствие внимания к молодежи, а жгучее чувство несправедливости толкнуло тысячи людей на бунт.

Вместо того чтобы понять истинную причину событий в Кондопоге, участники заседания начали каяться в своих недоработках, а заодно "долбить" районные власти, которые стали штатным козлом отпущения. Исполняющая обязанности руководителя администрации главы РК Людмила Косюк в своем получасовом докладе свела причины происшедшего к плохой работе местных и республиканских структур.

Министры поняли настрой и ударились в самокритическую лирику. "Я не донесла до руководства тревогу", — каялась куратор района, министр культуры Галина Брун. "Жизнь в Карелии разделилась на две части – до кондопожских событий и после них", — философски изрек председатель Госкомнаца Владимир Лаврентьев и оказался прав прежде всего в отношении самого себя. Через десять минут он был снят с должности.