Криминал Карельский след

Нина Усова
№48 (548) 22.11.2006

Помнится, на той пресс-конференции трехлетней давности, организованной налоговиками, назвали лишь сумму подоходного налога – 2,2 миллиона рублей. Фамилию человека, имеющего официальный заработок 1,5 миллиона в месяц, назвать отказались. "Губернскому" журналисту удалось выяснить, что это был мурманский магнат, зарегистрированный в качестве налогоплательщика в Карелии, Артур Арташесович Арутюнян.

В Мурманске Арутюнян имел банк, строительную компанию, несколько многоэтажных гостиниц, сеть ресторанов, холодильные хранилища, транспортные предприятия и много чего другого. В Карелии он был в разное время собственником Беломорского ЛДК, зверосовхоза "Пушной", 28-процентного пакета акций "Карелрыбфлота" (у карельского правительства, крупнейшего акционера, было 30%), но главное, он интересовался распределением рыбных квот среди промысловых предприятий. Если учесть, что на бирже за квоту на вылов 1 тонны трески дают 680 долларов, а оборот их – сотни тысяч тонн, понятно, какие огромные деньги крутятся в "квотном" бизнесе.

Артур Арутюнян был убит вечером 16 ноября у своего дома в спальном районе Мурманска двумя выстрелами в голову.

Тут же появилась первая версия: следы убийства ведут в Карелию.

Версия основана на совпадении во времени следующих фактов. Два месяца назад было реанимировано уголовное дело о банкротстве "Карелрыбфлота", закрытое прокурором Панасенко в 2002 году. В начале октября Арутюнян, будучи в Петрозаводске, посетил Карельскую транспортную прокуратуру, охотно дал показания и обещал вскоре представить важные документы о сделках тех лет. Тогда же он озаботился своей личной безопасностью, поделившись тревогами со знакомым, сотрудником ФСБ.

В Карелии помнят скандал, связанный с продажей за бесценок четырех судов "Карелрыбфлота" вместе с квотами фирме "Баренц Рыбак". На разорении "Карелрыбфлота" некоторые лица нажили миллионы. В то время Арутюнян владел 28 процентами акций предприятия и, понятное дело, не мог спокойно смотреть, как его акции превращаются в бумажки. Он сделал все, чтобы дело о разорении "Карелрыбфлота" дошло до высших прокурорских инстанций, а виновные (Арутюнян полагал, что это в первую очередь тогдашний куратор рыбной отрасли и вице-премьер правительства Карелии Житний) понесли наказание. В 2002 году этого не случилось. Сейчас обнаружились новые факты и новые влиятельные фигуранты, в частности, глава ЗАО "Беломорская база переработки и лова рыбы" Игорь Зубарев.

О конфликте Арутюняна с карельскими VIP-персонами сообщил назавтра после убийства интернет-ресурс "Мурманский бизнес-портал". А мурманская региональная вкладка "Комсомольской правды" добавила: "Говорят, у убитого были конфликты с бизнесменами из Карелии: последнее время он собирался заняться там лесозаготовками".

Насчет лесозаготовок можно спорить, а вот рыбный, вернее, "квотный" бизнес в Карелии, по оценкам экспертов, – самый криминальный наряду с водочным. В 2004 году была взорвана машина Игоря Зубарева, сам он чудом спасся.

Однако компетентные источники в Мурманске (в частности, упоминавшийся сотрудник ФСБ) склонны считать, что Карелия не имеет отношения к убийству Арутюняна. Дескать, нить преступления ведет в Москву. Слишком амбициозные планы были у Арутюняна на развитие своего банка. Он являлся владельцем 70-процентного пакета Мурманского социально-коммерческого банка. Путем публичного предложения на продажу был выставлен оставшийся госпакет. Что значит "публичного предложения"? Назначается цена, которая каждую неделю уменьшается на несколько миллионов, и, если никто не откликнется, в определенную назначенную дату акции продаются по минимуму. Не исключено, что кто-то ждал этой крайней даты, а Арутюнян готов был выкупить пакет раньше. Кроме того, Арутюнян рассчитывал открыть филиалы Мурмансоцкомбанка по области, что также могло не понравиться другим игрокам (сегодня на рынке банковских услуг очень большая конкуренция).

Впрочем, эта версия тоже вызывает сомнения.

Артур Арутюнян предпочитал быть в тени, не позволял себя фотографировать, и даже в Мурманске, где он был человеком известным, ни одна редакция не смогла найти его фотографии. Мурманские журналисты звонили коллегам в Петрозаводск, но и те смогли помочь только словесным описанием. Арутюнян имел довольно обычное армянское лицо, весьма пронзительный, можно сказать, гипнотический взгляд и миниатюрное телосложение. Роста он был невысокого, но не в росте масштаб бизнесмена, как и не в деньгах – счастье.

У погибшего остались двое детей, младшему нет и года.