Культура Старухе Лоухи было всего 35 лет

Анатолий Ерошкин
№8 (508) 22.02.2006

Каждая карельская семья имеет в своей библиотеке "Калевалу". Она стоит на книжной полке в первых рядах, красуется шикарным переплетом, суперобложкой и… нетронутыми страницами. Мы легко вставим в умный разговор реплику о коварной Лоухи, мудром Вяйнямейнене, кузнеце Ильмаринене, охотнике Лемминкяйнене. И назовем их героями славными, а Лоухи – редкозубой старухой. Все потому, что в отрочестве прочитали детский вариант "Калевалы".

Однако есть еще, встречаются такие люди, которые в достаточно зрелом возрасте открывают страницы фолианта и пытаются проникнуть в тайны древних сказителей. И первое, что их ждет при "взрослом" прочтении "Калевалы", — развенчивание героев славных. Герои эпоса становятся другими, более понятными и более человеческими.

В Петрозаводске живут два творческих человека, которые самым внимательным образом прочитали эпос, чтобы воплотить его в музыкальных образах. Это руководитель ансамбля народного танца "Зоряйне" Людмила Соловьева и композитор-музыкант Михаил Поценковский. В канун дня рождения "Калевалы" (28 февраля 1835 года карело-финский эпос впервые был опубликован) отправимся в путешествие по древним рунам.

Современный эпос

Михаил:

— Когда я стал повзрослее, купил фолиант и перечитал "Калевалу". И удивился – колоссальная разница с тем, что я думал о ней раньше. Я посмотрел фильм "Похищение Сампо" и балет Синисало "Сампо". Музыка хорошая, но сюжет! Все переделано, идеализированы образы, подогнаны под идеологию. А у меня возникли совершенно другие, живые реальные образы, которые современны и сейчас.

Прочитав "Калевалу", я понял, что мы живем в такое же время, как там. Ничего не изменилось за 1000 лет! Как было, так и осталось. Может, почаще бы читали ее, лучше бы жили.

Людмила:

— "Калевалу" прочитала еще в школе. Я очень любила сказки, и она тоже казалась мне сказкой. Уже после окончания "Гнесинки" мне в руки случайно попалась эта книжка, и я с таким наслаждением первый раз от начала до конца прочитала не детскую сказку, а сами руны. И тогда я поняла, это бесценная книга, которую надо перечитывать. Позже я поняла: в ней не вымышленные герои, а живые люди, что это история. Что руны складывались на основе реальных событий, которые происходили на территории Карелии и Финляндии. И чем больше читала, тем больше видела параллель с днем сегодняшним.

Не старый Вяйнямейнен

Л.: Мы привыкли считать, что Вяйнямейнен — вековечный песнопевец, старый, мудрый. Но мне думается, что это исторические события заставили подать героев под другой заливкой. Нужно было возвысить мужчину. А на самом деле Вяйнямейнен не такой и великий, не такой почитаемый. Как у каждого человека, у него тоже полно грехов. Будучи старым, он сватается к молодой, и одна из дочерей Лоухи погибает, потому что не хочет за него замуж выходить. Воровство. Можно назвать таким словом решение героев пойти за Сампо. Ведь Лоухи получила Сампо за дочь, это выкуп. Она выкупила Сампо, отдав дочь в род Калевалы. И они не имели права забирать мельницу, чужое имущество. Сампо принадлежала роду Лоухи.

М.: Вяйнямейнен — очень авторитетный персонаж, которого уважали практически во всей Карелии. Он научил людей строить дома, лодки делать, охотиться. Это образованный, культурный человек. Он самый сильный заклинатель, он дал людям музыку. Ведь как он похищает Сампо? Делает кантеле из головы щуки, натягивает струны. И народ под впечатлением его музыки засыпает. У меня даже есть номер "Заклинание Вяйнямейнена". Образ широкий. Олицетворение старого. Кстати, финские ученые подсчитали, что он не такой и древний, ему 37 лет.

Трудяга Илмаринен

М.: Это кузнец, творец, который может сделать и то и се. Илмаринен — трудяга. Образ трагический, ему все время не везет. Он сделал Сампо своими руками, получил жену, а она погибает. И вторая погибает. Илмаринен похож на наш пролетариат, который делает чудеса, а толку с этого? Перекрывает реки, а сам ничего не получает.

Л.: Самый положительный персонаж эпоса – это Илмаринен. На мой взгляд, очень достойный калевальского рода человек. Он любит свою жену, и когда она умирает, делает ее подобие из золота. Он предан своей любви. Он даже потом едет в род Лоухи, чтобы взять жену, с надеждой, что она будет похожа на его первую. Трагический персонаж.

Баламут Лемминкяйнен

М.: Лемминкяйнен — это персонаж, который и в нашей жизни встречается постоянно. Ему на все наплевать, он всегда готов к драке. Он чего-то хочет, чего-то добивается, а потом ему этого не надо. Узнал Лемминкяйнен, что есть где-то в Финляндии девица, к которой все сватаются, и ее никто не может покорить, и он едет туда. Устраивается пастухом, пытается к ней подмазываться, свататься, ему хочется ее. В конечном итоге он ее просто ворует, увозит к себе в Карелию, женится на ней… и она становится ему неинтересной. Короче, выгоняет ее и едет за второй.

Лемминкяйнен — удалой баламут, ему все время неймется. Старуха Лоухи говорит: отдам дочку, если выполнишь три задания. Сама посылает за Лемминкяйненом убийцу, его убивают, сбрасывают в озеро смерти. Мать Лемминкяйнена ищет сына, находит, заклинаниями всякими его оживляет. И он сразу: ой, мне же надо выполнить задания! Она: да я тебя от смерти спасла, а ты опять! Не совсем вписывается в образ героя? А я и сам не понимаю, почему его героем называют. Может, в глазах карелов того времени это был герой, который не боялся битвы?

Л.: Лемминкяйнен был трактован как положительный герой, а я бы трактовала его как совершенно отрицательного. Лемминкяйнен – балагур, весельчак, любитель девушек. Он задирается, шутит, добивается женщин. Плохого в этом, может, и нет, но привычка быть лидером, главенствовать над всеми губит его. Говорят, Лоухи убила Лемминкяйнена. А почему? Лемминкяйнен состязался в пении с мужем Лоухи. И проиграл. Тогда наш положительный герой взял нож и убил мужа Лоухи, а сам в бегство пустился. Конечно, Лоухи его догнала! Любая жена так бы сделала, тем более правительница, любящая жена. Она отомстила за мужа.

Любящая Лоухи

Л.: Трактовка образа Лоухи после внимательного прочтения "Калевалы" тоже совершенно меняется. Это удивительно умная женщина, которая имела замечательную семью. Она любила своих детей, а самое главное – любила свой род, свое племя. И ради него готова была на все. А какая она была гостеприимная и хлебосольная! Лоухи не хотела войны между двумя родами и ради мира отдала свою дочь замуж в Калевалу. Лоухи не настолько плоха, как нам говорили в детстве.

Почему так произошло? Да потому, что руны писались, так мне кажется, как раз при переходе от матриархального к патриархальному строю. Лоухи — это явно матриархат. Женщина-правительница. Потому и сделали из Лоухи отрицательный персонаж.

М.: Лоухи отдала Илмаринену свою дочку в качестве выкупа за волшебную мельницу Сампо, которая и золото сама мелет, и хлеб. Но кузнец не усмотрел за своей женой, и она погибла. Долго печалился кователь, а Вяйнямейнен предложил: что ж ты так печалишься, поехали, заберем у Лоухи мельницу Сампо, раз уж ничего не осталось. Пусть она там не радуется. И поехали к старухе. Дай, мол, другую жену. А она: ты и за этой не усмотрел, зачем тебе другую давать? Тогда взяли невесту силой и увезли. Читаешь и понимаешь, насколько трагичен образ старухи Лоухи. Ведь у нее отобрали Сампо и двух дочерей. Понимаешь, насколько она пострадала в конечном итоге. Мы постоянно представляем ее злой колдуньей. А она – хозяйка. На свадьбу своей первой дочери она пригласила всех, кроме Лемминкяйнена. Все знали, что он буян, драчун, вот она его и не позвала. Свадьбу отыграли, об этом узнал Лемминкяйнен. Ах, меня не пригласили! И он приезжает к Лоухи, устраивает скандал и убивает ее мужа.

Старуха Лоухи – нормальная женщина. Хозяйка. Ученые считают, что ей было всего 35 лет. У нее красивые дочери. Она — верховный правитель, но в конечном итоге она теряет все, ее разоряют. Когда же она пытается наслать заклятье на Вяйнямейнена, у нее не получается, потому что Илмаринен и Вяйнямейнен — более сильные заклинатели. Безнадега полная!

Сирота Куллерво

М.: Куллерво родился в плену в Похъеле, подрос, и его пытались то к одному делу пристроить, то к другому, а у него все из рук валилось. Решили продать обратно в Калевалу и продали его Илмаринену. Он взял его в кузницу, потом отправил пасти коров. Но Куллерво настолько делал все непутево, что жена Илмаринена его невзлюбила. И дала хлеб с камнем. Он нож о камень сломал, обозлился, стадо загнал в болото, созвал волков и медведей, которые сожрали коров, а он их в стойло загнал. И туда пригласил хозяйку. Звери ее съели. Куллерво понимает, что плохое дело сделал и, тем не менее, весело пошел куда глаза глядят.

Потом Куллерво нашел своих родителей, но там тоже говорят: давай помогай, ты наш сын. А он ничего не может делать. Скорее, даже не хочет, его внутреннее состояние аристократа не позволяет делать работу раба. Душевный кризис такой. Поехал он искать пропавшую дочку родителей, по пути похищает одну девушку, вторую, хочет с ними переспать, а они отказывают, смеются. Третью встречает, и даже спрашивать не стал, изнасиловал, а оказалось, что она — его сестра. Девушка утопилась, а он думает — что же делать, что ж я такой бестолковый, поеду воевать. Поехал в Похъелу, убивал всех, маялся и сам себя убил в конце концов. Образ очень тяжелый. Трагический.

Л.: Куллерво ведь совершает убийство. Из-за мелочи убивает жену Илмаринена, потому что злость сиротства превышает все допустимые границы. Он ведет распутный образ жизни, изнасиловал даже родную сестру. Мы должны понимать, к чему может привести сиротство. Ведь сегодня очень много детей, которых не воспитывают родители. Дети бегут из дома и по подвалам живут. Куллерво – человек, который остался без роду и племени. Не его вина, что жизнь так сложилась. Он остался без любви и ласки, а такие дети, конечно, творят что хотят. "Калевала" предупреждает: "Не давай, народ грядущий, ты детей на воспитанье людям глупым, безрассудным, не давай чужим в качалку. То дитя не выйдет умным, не получит мудрость мужа…". Удивительные слова.

Послесловие к "Калевале"

М.: Идеи "Калевалы" я ни разу нигде не услышал. Но думал: какова эта идея, мотивация эпоса? Читаешь и думаешь: что ж такой беспредел-то творится? Но вот 50-я глава, в которой говорится о том, как некая девушка родила сына без мужа и ее не понимали, гнали отовсюду. Имя ее Марита, и было у нее непорочное зачатие, забеременела она от бруснички, которую проглотила. Вот вырос маленький сыночек, как назвать его? "Окрестить его хотели, окропить святой водою, для крещенья прибыл старец", который промолвил: "Бедный мальчик заколдован, я крестить его не стану, прежде чем его осмотрят, и осмотрят, и одобрят". Кто осмотрит? "Старый верный Вяйнямейнен, вековечный заклинатель осмотреть его приходит" и говорит, что этому ребенку голову разбить надо и выкинуть в болото. А ему ребенок отвечает: "Ах, ты старый, безрассудный, приговор изрек ты глупо, объявил законы ложно, ты за большие проступки, за дела глупее этих отведен в болото не был, головы ты не лишился…". И этот ребенок становится королем всех Карелии. То есть народ Карелии желал иметь царя или верховного правителя. Я не слышал, чтобы эта идея где-нибудь раньше звучала. Народ желал единения, устал от разрухи и жаждал справедливости.

Л.: Трудно не заметить идею христианства в последней руне "Калевалы". И еще там говорится: "Неприлично в нашем роде перед золотом склоняться, блеск у золота холодный, серебро морозом дышит". Не эти ли слова сегодня так актуальны? Когда каждый из нас думает, где и как работать поменьше, а получить побольше, мы забываем друзей и близких и думаем только о наживе.