Общество Я и мое дело

Губерния
№7 (507) 15.02.2006

Компьютер — бытовой прибор

Валерий Бондаренко, директор компании "Нео Ком", настаивал, что материал о нем не годится для рубрики "Я и мое дело":

— Поймите, название рубрики может восприниматься "я и мой бизнес", а к вопросам собственности, к слову "мое" — надо подходить аккуратно. Я директор — ни больше ни меньше, — пояснил Валерий Васильевич.

Но если ДЕЛО — это профессия, часть жизни, то не важно, кому именно принадлежит та или иная фирма. Главное, чтобы человек, стоящий "у руля", искренне любил свое дело.

В 1993 году Валерий Бондаренко закончил математический факультет Петрозаводского государственного университета. Учась на пятом курсе университета, он вошел в состав учредителей тогда еще молодой компьютерной фирмы "Сплайн":

— Валерий Васильевич, как так получилось: студент — и вдруг учредитель фирмы?

— Со студентами и не такое бывает. Начало 90-х — особое время. Это сейчас для занятия бизнесом требуются опыт и определенные материальные и интеллектуальные ресурсы. Тогда же, как ни странно, ни того ни другого не требовалось. Для меня бизнес был экспериментом, и здорово, что все получилось. Название конторы предложил я – в тот момент как раз сдавал спецкурс "Методы вычислений", и понятие "сплайн-интерполяция" еще было свежо в памяти.

— Чем занималась фирма в самом начале своего существования?

— Изначально планировалась фирма программистов. Имелся небольшой опыт в области программирования, поэтому и рискнули. Продавали программы собственной разработки, в основном связанные с бухгалтерским учетом. Тогда же, в 1993-м, продали первые компьютеры — AT-286 за полторы тысячи у.е. каждая, покупатель – медвежьегорское предприятие "Трамед". Компьютеры тогда покупали в основном организации, им это было необходимо для решения проблем учета, ну и "для престижу", естественно.

— Когда ситуация начала меняться?

— Где-то начиная с 1996-1997 года. Изменились технологии, страна, уровень жизни, появились признаки рынка. Соответственно, техника стала доступнее. Рынок компьютеров 1993 года — это рынок оборудования для учета, и не более того. О потребительском рынке тогда и речи не было. Однако потом компьютер приобрел признаки бытового прибора.

— Через девять лет после основания "Сплайна" вы ушли из фирмы. Почему?

— Так сложилось. Потом — отдыхал, учился по президентской программе, курс "Менеджмент". Были различные предложения по работе, одно из них — стать директором "Нео Ком", входящей в группу компаний "Нео Системы". Я решил, что это интересно. Свою задачу как директор "Нео Ком" я вижу в создании компьютерной компании с собственным лицом. Сегодня "Нео Ком" — это сервисный центр, авторизованный такими производителями, как HP, Epson, DELL и другие. Проще говоря, кто бы вам ни продал компьютер или принтер, гарантийный ремонт осуществляем мы. Также "Нео Ком" — это контрактные поставки для предприятий и организаций Карелии, это решения, связанные с компьютерными и телефонными сетями предприятий, а также небольшой, но достойный компьютерный магазин.

— Насколько сильна конкуренция на компьютерном рынке в Карелии?

— В Петрозаводске сейчас около сорока постоянно действующих компьютерных компаний, из них те, кто имеет более или менее ощутимую долю на рынке, — не более десяти. Это если не брать в расчет бесконечное число "электроников по вызову". Компьютерный рынок сложно устроен, он динамичный, растущий, есть ниши, в которые крупные продавцы даже не заглядывают. Новые игроки появляются постоянно. Надо быть готовым к тому, что услуга, которую вы предлагали еще вчера, сегодня окажется никому не нужна. Более того, подобные явления в компьютерном мире — в порядке вещей. Вывод — надо постоянно учиться.

— Откуда берутся такие бешеные темпы роста рынка?

— Слово "бешеные" как-то не ложится. Я уже говорил: компьютер изменил свое назначение. Сегодня он уже предмет досуга, помощник в работе… Компьютеры повсюду, даже в мобильной трубке. Люди стали меньше писать писем от руки, больше пользоваться компьютерами. И сегодня в Петрозаводске продается в среднем в месяц от двух до пяти тысяч компьютеров. Предложений масса — есть компьютеры и по 10, и по 20, и по 50 тысяч. Наибольшим спросом сейчас пользуются те, что за 15-18 тысяч. Много это или мало, каждый решает сам.

— Питерская компания "Кей" собирается строить в Петрозаводске компьютерный гипермаркет. Злые языки уверяют, что после его появления других компьютерных фирм в городе просто не останется…

— Думаю, все, кто был в игре, так и останутся в ней, никто не уйдет, хотя передел рынка неизбежен. Но не забывайте: есть масса смежных рынков, куда могут "перебраться" сегодняшние продавцы. Потом, это же замечательно, когда что-либо строится в Петрозаводске: бордюр заменят — уже приятно, а тут "нечто с окнами", и будет это компьютерный гипермаркет или просто приличный "буфет" — не главное. Любопытно было бы взглянуть на предпроектное маркетинговое исследование, если у "Кей" оно есть...