Культура Голос – хрупкий инструмент

Ксения Сорокина
№7 (507) 15.02.2006

Как большинство из нас представляют себе камерную певицу? Это обязательно должна быть тучная, пышнотелая дама. У такой и голос будет глубже, мощнее. Но Валентина Каменская своим внешним видом ломает все зрительские стереотипы. При всей своей хрупкости и женственности она обладает "лирическим сопрано" с широким диапазоном...

О музыке

— В детстве я постоянно пела, — вспоминает Валентина. — Помню, на лето меня отвозили в деревню к бабушке. Там были большие качели. Я садилась на них с утра, качалась и пела. И могла так провести целый день. Поэтому, когда родители захотели отдать меня в музыкальную школу, я не только не сопротивлялась, но и была очень даже не против. Правда, семь лет я училась игре на фортепиано, хотя в мечтах видела себя певицей. Пианистки из меня не вышло — у меня всегда холодные руки, а пианист должен чувствовать инструмент. В итоге после окончания педагогического училища я стала учителем пения. Потом уехала в Ярославль — поступать в театральный институт. Спустя некоторое время поняла: пора вернуться в родной город. Теперь вот уже пятый год работаю в Карельской филармонии.

О работе

— Работа отнимает у меня практически все время (хотя бесконечно петь противопоказано, так ведь и голос можно сорвать). На выступления уходит где-то два часа в день. И остальное время я учу новый репертуар. Недавно я посчитала, что пою уже на семи языках. Иногда получается, что ноты тебе дают за два-три дня до концерта. В такие моменты мысли о предстоящем выступлении не покидают тебя даже ночью. Ложишься спать, а в голове крутится оперная ария. Идешь по улице — и мысленно прикидываешь, как лучше, красивее спеть ту или иную ноту. Иными словами, идет постоянная, непрекращающаяся работа со своим голосом.

В Ярославле я некоторое время работала учителем пения. Обучала церковных протодьяконов. Как назло, все протодьяконы попались практически безголосые. А ведь научить человека петь — дело очень сложное. В пении ты можешь говорить только о своих собственных ощущениях, ученики же твои будут чувствовать свой голос совсем по-другому. Мне повезло: то ли протодьяконы оказались понятливыми учениками, то ли я — хорошим педагогом, но петь они научились. Недавно прислали мне письмо, просят вернуться в Ярославль и продолжить их обучение…

О голосе

— В музыкальной школе я пела в хоре во вторых альтах, хотя душа тянулась к сопрано. Помню, я всегда просила учителей пересадить меня, и все-таки смогла добиться своего в педагогическом училище. Мечта сбылась.

На самом деле голос — самый хрупкий инструмент, который дан человеку от природы. У нас в Карелии очень тяжелый для певцов климат. Северные люди привыкли экономить воздух, боятся дышать полной грудью. Для меня же голос — инструмент, поэтому его нужно беречь. Важны мельчайшие детали. Например, в театральном институте я сменила трех педагогов. Из-за того что мне неправильно преподавали вокал, у меня произошло кровоизлияние в связки. В итоге пришлось молчать почти полгода. Страшное время… Но на самом деле молчание — самое лучшее лекарство, гораздо более эффективное, чем все народные средства вместе взятые. Сейчас мне нельзя грызть семечки, пить пиво, курить, находиться в холоде. Еще надо уметь правильно дышать во время пения. Хотя великий певец Федор Шаляпин перед выступлением иногда выпивал сто граммов водки, съедал соленый огурец и открывал форточку. Как видите, каждый со своим голосом обращается индивидуально. По собственному опыту могу сказать: на звучание голоса влияет даже настроение. Когда у человека депрессия, проблемы, он не сможет петь хорошо. Я перед выступлением стараюсь расслабиться, забыть обо всех проблемах, немного помолчать и сосредоточиться.

О современных исполнителях

— Помню, когда я в Ярославле жила в общежитии, ко мне в комнату зашел знакомый, услышал, что у меня играет "Русское радио" и очень удивился: неужели музыканты слушают такую музыку? Ничего странного, мы обыкновенные люди, такие же, как все. Лично для меня существует только классическая музыка, остальная — просто фон. Очень люблю разные мюзиклы, особенно с Барброй Стрейзанд. Недавно попробовала исполнить песни из репертуара Эдит Пиаф. Публика уверяла, что получилось здорово, некоторые даже не поверили, что я пела вживую. Что касается разных "попсовых" исполнителей, то, я считаю, каждый сам выбирает свой путь. Лично я никогда не хотела быть эстрадной певицей. Мне нравится заниматься пением и музыкой профессионально.

О семье

— Мой муж — человек совершенно далекий от музыки. Поначалу он долго не мог понять, как это можно работать по вечерам, ездить на какие-то гастроли. Пара посещений моих концертов в корне изменила ситуацию Теперь он даже собирается покупать диски с записью классической музыки. Я не против, хотя сама я дома никогда не пою, сколько бы меня ни просили. Особенно на всевозможных застольях.

Детей у меня пока нет, но, когда появятся, я их обязательно отдам в музыкальную школу. И в балетную, наверное, тоже, танец — это безумно красиво. Я в детстве сама мечтала стать балериной, но родители решили по-иному.