Культура "Игрушка" требует жертв

Губерния
№7 (507) 15.02.2006

В связи с грядущими переменами директор театров Ирина Русанова собрала журналистов на пресс-конференцию в надежде одним махом развеять нехорошие слухи. Необходимость в ремонте сомнений не вызвала. Стопроцентно изношенные сети грозят пожаром, состояние театральной кровли, несущих конструкций плачевное. Короче, кто бы спорил? Соответствующий документ главой республики подписан. Проектная организация "Штрих" подготовила сметные документы. Объявлен тендер, и 8 марта общественность узнает, кто станет подрядчиком. Вопросы о поэтапном ремонте Ирина Георгиевна пресекла на корню: строители и проектировщики против. Инженерные системы театра невозможно восстанавливать по кусочкам. Итак, на три с половиной года про здание с колоннами на площади Кирова петрозаводские театралы должны забыть.

После краткого описания всех коммунально-театральных ужасов директор театров сразу выложила две новости. Хорошую и плохую. Начала, вопреки хронологии, с хорошей. "Председатель правительства издал постановление о создании двух новых театров — Музыкального и Драматического. Это указ радостный, указ созидательный. Сейчас разрабатываются уставы театров", — сообщила она. Плохая звучит так: "Издан Указ о ликвидации объединенной дирекции Музыкального и Драматического театров. Ликвидируют всех — от кошки Маньки до директора! Я сама не уверена, что меня снова пригласят. Тогда поеду в Сяпсю. Мой муж будет рисовать картинки. А я в телогрейке продавать их на улице!" Видимо, не у всех имеется в запасе такой железный вариант, поэтому люди волнуются. И есть отчего. На то время, что отводят на ремонт, по замыслу администрации, лишь из части труппы будет сформирован экспериментальный театр "Тысяча дней" (название, как видно, образно символизирует срок ремонта). Сценическую площадку для него представляет хозрасчетное подразделение театра — гостиница "Маски". Там есть небольшой зал на 120 мест в театральном клубе "Дети райка", родившегося год назад.

Естественно, в стесненных условиях нет места ни для целого оркестра, ни для хора, ни для вообще какого бы то ни было полновесного театрального коллектива. Тем не менее это единственная сцена, где театр сможет продолжать работу. Площадки, чтобы остался и работал весь коллектив, нет. Национальный театр, Дворец творчества детей и юношества, ДК офицеров, ДК "Машиностроитель", ДК железнодорожников отказали в предоставлении площадок, заявила Русанова, демонстрируя черную папку с ответами "отказников". Журналисты выразили сомнение, что положение уж столь безвыходно. Приводился пример Александринского театра в Петербурге, который во время ремонта нашел способ сохранить труппу, договорились о площадках.

Сейчас, по словам Ирины Русановой, из творческих лидеров театра создана рабочая группа: "Эта группа не имеет права рекомендовать принять или не принять артиста, но устанавливает квоту". Какое именно количество из 314 человек, служивших в бывшей объединенной дирекции, получит гарантированную работу в экспериментальном театре, Ирина Русанова не назвала. "Точно останутся все те, кто владеет редкой специальностью. Где вы найдете нового бутафора, костюмера, реквизитора, осветителя?"— вопрошала директор собравшихся. В ответ журналисты задавали встречный вопрос: где по истечении ремонта директор намерена набирать труппы в два театра. Сейчас, например, из 29 артистов драмы намерены оставить 14, из оркестра — десять музыкантов, из балетной труппы в 24 человека — 17. Но главное — что делать оставшимся за бортом? "Мы будем их трудоустраивать. Через службу занятости, еще как-то... Старикам будем выбивать хорошие пенсии, будем звать на договор, платить за спектакль!" Оставшимся без работы Ирина Георгиевна настоятельно советовала поддерживать форму (правда, не уточнила — каким образом). Возможно, через два года, когда нужно будет формировать репертуар для новых театров, позовут обратно. А может, и нет.

"Через три с половиной года город получит красивую игрушку. Роскошный свет, звук, увеличенная оркестровая яма, новые репетиционные, гримерки!" — Ирина Русанова не жалела красок, расписывая прелести обновленного театра. Звучит заманчиво. Но итог намечается следующий: жестокий рынок требует, чтобы все эти красоты в буквальном смысле оплачивались личными человеческими драмами.