Общество Инструкция для чайников

Наталья ВИТИВА
№24 (471) 08.06.2005

— В наш отдел родители иногда приводят своих избитых детей, которые украли у них деньги и купили дорогие сотовые телефоны, — выставили претензию торгующим бытовой техникой предпринимателям представители Отдела по защите прав потребителей Петрозаводска. — Неужели вы не видите, кому продаете телефон за пять тысяч? Откуда у десятилетнего ребенка такие деньги? Если ребенку нет 18 лет, вы не имеете права продавать ему технику. Но некоторым продавцам все равно — лишь бы спихнуть товар...

Есть над чем работать

За такие незапланированные покупки петрозаводчане с помощью защитников потребителей всегда получают денежки обратно. Возвращаются деньги и к тем, кто приходит жаловаться на некачественную сложную бытовую технику. В прошлом году разочаровавшихся в своих покупках было 1810 человек. Им было возвращено около трех миллионов рублей. За первые три месяца нынешнего года в отдел поступило уже 600 таких обращений, по которым 500 тысяч рублей вернулись к горе-покупателям.

Судя по тому, как стремительно народ атакует магазины бытовой техники (ни домашним кинотеатром, ни сенсорной плитой сегодня никого не удивишь), конфликтов между продавцами и покупателями будет еще больше. Хоть и должна сложная бытовая техника служить вам верой и правдой от восьми до десяти лет, иногда она выходит из строя гораздо раньше установленного производителем срока. Причин этому масса. Главная — качество товара, которое оставляет желать лучшего.

Продавцы далеко не всегда спешат решить проблему своего клиента. "Товар принял, деньги не отдам", — пишут в некоторых магазинах на заявлениях своих недовольных покупателей. Отдел по защите прав потребителей решил бороться с такой безграмотностью продавцов и провел на днях специальный семинар, на который пригласил даже руководство фирмы Samsung. Глава представительства этой компании в Санкт-Петербурге господин Ли через переводчика признался: "Что касается сервисного обслуживания, в Петрозаводске нам есть над чем работать". Конечно, есть: в городе три авторизованных сервисных центра Samsung и ни один из них не берет в ремонт, например,

Верните наши денежки

Всего в Петрозаводске 34 авторизованных сервисных центра, обслуживающих бытовую технику различных брендов. Их задача — ремонт наших покупок и только. Вопросы же некачественного товара должны решать магазины, продавшие технику. Поэтому каждому покупателю, отправляющемуся за вожделенными холодильником, телевизором, музыкальным центром, стиральной машиной и прочей полезной для дома всячиной, нужно знать свои права. А именно...

На ценнике должна быть полная информация о товаре: цена, гарантийный срок службы, адрес изготовителя (у нас чаще пишут "Япония", хотя техника даже рядом с японцем не стояла). Если техника была в употреблении, должна быть пометка.

Обратите внимание на то, что некоторые продавцы перечеркивают срок гарантии, указанный производителем, и пишут, например, вместо года шесть месяцев. Но поставить свой срок предприниматель может только тогда, если его не указывает изготовитель. Сокращать же "гарантию" продавец не имеет никакого права.

В магазине должна быть произведена предпродажная проверка товара. Нужно проверять, как работают не только фен и магнитола, но и стиральная машина и холодильник.

Упаковать товар должны непосредственно при покупателе.

Вместе с покупкой не забудьте взять технический паспорт, гарантийный талон от производителя (к крупной технике должен прилагаться сервисный гарантийный талон, который даст знать, в какой сервисный центр обращаться со своей проблемой в случае исчезновения продавца — только в первом квартале нынешнего года канули в Лету 30 фирм-продавцов), кассовый и товарный чеки, инструкцию по применению на русском языке. Если вам не предоставят полной информации по эксплуатации товара и вы его испортите, за эту беду заплатит магазин.

Не дайте обмануть себя продавцам, навязывающим вместе с покупкой какие-то сертификаты, услуги по обслуживанию техники за деньги. Сервисное обслуживание — бесплатно!

Купили холодильник и вывозите его сами — продавец должен погрузить его в вашу машину абсолютно бесплатно.

Если при доставке работниками магазина технику поцарапали, ударили и т.д., ее должны сразу заменить.

Даже если срок гарантии закончился, потребитель еще в течение двух лет может доказать, взяв заключение экспертов, что причина поломки — заводской брак. За подобную товарную экспертизу всегда платит продавец. Но если причина неисправности покупки — вина покупателя (хоть во время действия гарантии, хоть после нее), услуги экспертов оплачивает неаккуратный потребитель.

Когда покупка вышла из строя, оформите свою претензию к продавцу письменно. Укажите, чем именно вы недовольны. Продавец не вправе отказать в приеме некачественного товара. Он обязан провести проверку при вас. Если это крупногабаритный товар, специалисты обязаны выехать к вам домой и осмотреть технику. Если телевизор на 20-й минуте работы начинает вести себя неадекватно, продавец должен с вами сидеть у экрана все это время. Если он не желает менять телевизор, путь пишет заявление, что не согласен с претензиями потребителя и требует провести экспертизу. Проводит он ее за свой счет либо в авторизированном сервисном центре, либо в экспертно-консультативном центре "Экоцентр". Экспертиза должна уложиться в 20 дней. Если сроки задержали, то смело требуйте деньги за свою неудачную покупку с продавца. Он должен расплатиться в течение десяти дней, оплатив неустойку за каждый просроченный день (один процент за сутки).

Если у вас не берут товар из-за того, что вы не сохранили упаковку, не волнуйтесь. Продавец не имеет права заставлять хранить коробки даже в течение гарантийного срока.

Если в дорогостоящем или не очень товаре находят любой производственный недостаток, покупателю должны вернуть деньги. Денежки обязаны отдать в течение десяти дней. Сумма должна быть соразмерной цене товара на день возврата денег. Если техника подешевела, то возвращают сумму, указанную в кассовом чеке.

Если вы просите заменить товар, то на это у магазина должно уйти не более семи дней. Модель должна быть такой же, как бы она ни подорожала.

Если техника, вышедшая из строя, будет находиться в ремонте или просто меняться в течение более семи дней, обездоленному покупателю обязаны предоставить аналогичный товар. Пишите заявление и пользуйтесь новым холодильником или телевизором.

Ответственность за сроки ремонта лежит на продавцах. Сервисный центр нарушает закон, устанавливая свои сроки.

Когда заказываете товары через Интернет, радио, телевидение и в результате эта покупка не устраивает вас (по размеру не подошла надувная суперкровать), вы в течение семи дней можете ее вернуть продавцу. Деньги вам должны отдать в течение трех дней. Но помните, что на качественные сложнотехнические товары это правило не распространяется.

Когда покупаешь товар в кредит, знай, что банку абсолютно неинтересно, насколько качественный товар приобрел его клиент. Денежки по кредиту придется выплатить все. За некачественный товар расплачивается продавец. Он обязан вернуть и стоимость товара, и проценты банка, и почтовые расходы

Где экспертиза?

Поскольку сервисные центры часто зависят от производителей, с которыми у них заключены договоры на обслуживание техники, лучше прибегнуть к независимой экспертизе в "Экоцентре", расположенном по адресу: ул. Володарского, 40. Телефон: 78-54-63.

Где потребителя научат?

В Отделе по защите прав потребителей администрации Петрозаводска по адресу: ул. Титова, 9. Телефоны защитников: 76-64-06, 78-13-22, 78-41-43.