Общество Владимир Филиппов: "Не сводите реформу к ЕГЭ!"

Григорий ВОЕВОДИН
№14 (357) 02.04.2003

Тема модернизации образования (именно так предпочитают называть ЭТО ее отцы-вдохновители) уже не раз освещалась на страницах "Губернiи", но мы будем возвращаться к ней снова и снова. Потому что преобразования эти действительно касаются всех нас – детей и родителей: дошколят и воспитателей, учеников и учителей, студентов и преподавателей. Мы – главные действующие лица пьесы под названием "реформа". Хотелось бы выйти на сцену подготовленными…

В середине марта корреспонденту "Губернiи" представилась возможность вместе с другими региональными журналистами принять участие в круглом столе с министром образования России Владимиром Филипповым. Сегодня – прямая речь большого чиновника, которого смело можно назвать режиссером-постановщиком всероссийской пьесы под названием "Модернизация образования".

Не сводите реформу к ЕГЭ!

Иногда всю модернизацию образования сводят к нескольким известным темам: 12-летка, Единый госэкзамен, ГИФО – государственные именные финансовые обязательства, еще одна-две темы – и все. На самом деле все гораздо серьезнее. Все мероприятия сконцентрированы по трем основным направлениям: повышение доступности, качества и эффективности образования.

К примеру, доступность высшего образования. Предположим, на основе Единого экзамена вы послали заявления в 5 или 20 институтов, приняли вас, положим, в московский вуз, вы получили извещение, что приняты, а что дальше? Дальше – вопросы. Первый из них – проживешь ты в Москве на 200 рублей стипендии? Будет у тебя общежитие? На сегодня ситуация с доступностью высшего образования именно такова. Не случайно, решая проблему доступности образования, мы два года подряд вдвое увеличиваем ассигнования на ремонт общежитий. Мы добиваемся, чтобы общежития опять были для проживания, а не для зарабатывания денег. На этот счет есть специальное решение. Чтобы способным детям дать возможность жить, например, в той же Москве, мы ввели социальную стипендию. С первого сентября этого года сумма двух стипендий будет в совокупности более тысячи рублей. Уже как-то можно будет прожить…

А за еду заплатишь!

В дошкольном образовании самое важное – разработать и принять стандарты. Вот этому будут учить бесплатно, а что-то дополнительное (скажем, плавание или иностранный язык) – за плату. Сейчас с родителей берут деньги и за те "дополнительные" услуги в детском саду, которые вполне могут оказаться в стандартах образования, то есть бесплатными. Второе – изменение системы финансирования. Собственно дошкольное образование ребенка и содержание его в детском саду будут разделены. За "стандартное" образование должно платить государство, а содержание оплачивают родители. Дифференцированно: кто-то – 100 процентов, а кто-то – 0, в зависимости от уровня доходов. Сейчас идет отработка этого механизма в трех областях: Новгородской, Московской, Самарской.

Чему учить в школе?

Первое и самое главное – разработка стандартов школьного образования. Чему учить? В каком объеме учить?

Второе направление – изменение качества школьного образования путем введения изменений в содержание целого ряда школьных программ. Так, иностранный язык мы намерены вводить со второго класса. Основы владения компьютером – со второго класса. Увеличить число часов – и уже сейчас увеличили: через день три часа в неделю – на уроки физкультуры. Будет введено преподавание основ экономики, основ права, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе.

Будет введено профильное обучение в старших классах. По каждому предмету будет два стандарта: первый – базовый, второй – стандарт углубленного уровня. Школьник сам будет выбирать, какие предметы он будет изучать углубленно, а по каким хватит и базового уровня.

Угомонись, директор!

Сегодня в школе все решает директор. Когда мне говорят, что у нас, мол, есть хорошо работающие родительские комитеты, я ни на минуту не забываю, что родители в этих комитетах все равно зависят от директора, от завуча, от учителя. Поэтому планируется создавать управляющие комитеты или попечительские советы при школах. В них будут входить, как правило, не представители от родителей и не сотрудники школы. Это будут в первую очередь бывшие выпускники, представители местных органов власти, местные работодатели, активисты местной общественности и, возможно, без права голоса, директор либо иной представитель школы. Две функции у таких советов как управляющих органов: первая – привлечение в школу внебюджетных средств, вторая – контроль за укладом жизни в школе. Специально выделяю слово "уклад". Это не только учебный процесс, а более широкое понятие: внеучебная работа, как поставлено питание, как обеспечивается безопасность детей в школе, качество наглядной агитации и т.д., и т п.

После ПТУ зарплата больше

Российский рынок труда сейчас перенасыщен юристами, экономистами, социологами. Зато квалифицированных рабочих кадров катастрофически не хватает. Например, в Санкт-Петербурге предприятия готовы их принять до 80 тысяч. Предлагаемая им зарплата в среднем вдвое выше, чем зарплата выпускников вузов. Поэтому по концепции модернизации образования в ближайшие годы приоритетными по финансированию и по другим поддерживающим программам будут начальное и среднее профобразование. Иначе дело может обернуться трагедией для целого поколения и для целых регионов. Ведь это подлинная трагедия, когда вследствие перепроизводства тех или иных специалистов выпускник вуза не может получить работу и не может прокормить семью.

Справедливость навсегда!

Сегодня во все элитарные и в большинство других вузов (а что касается Москвы и Питера, то смело можно сказать: во все московские и питерские вузы) можно поступить либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через "договорные" школы. А что делать абитуриентам с периферии, которые не могут попасть ни к репетиторам данного вуза, ни на платные курсы, ни в "договорную" школу? Оставлять ситуацию такой, какая она есть, нельзя. Надо вводить новую, более объективную схему приема. Эта схема и строится на основе Единого государственного экзамена.

И снова про ЕГЭ

В 2004 году новая схема приема в вузы будет введена в экспериментальном режиме, а с 2005 года она начнет действовать в полном объеме для всех вузов страны. Работа с абитуриентами в высших учебных заведениях уже сейчас в значительной мере компьютеризирована. Добавится обязанность нажать еще одну кнопку, чтобы данные о приеме на основе Единого госэкзамена оказались на сайте в Интернете. По каждому вузу страны будет видно, какие в нем специальности, кто туда прислал результаты ЕГЭ и сколько у претендента баллов. Любой выпускник школы, любой родитель по любому вузу и любой специальности легко определит, возможно поступление или нет. Все. Более прозрачной и честной системы придумать нельзя.

Насколько все так хорошо и радужно, как поведал журналистам Владимир Филиппов? Какие реальные проблемы и вопросы возникают в российских регионах в связи с реформированием системы образования и как предполагается их решать? Вторая часть круглого стола состояла из вопросов журналистов и ответов министра. Подробнее – в следующих номерах "Губернiи".