Культура Клеймо "брак"

Ольга РЫЖКОВА
№12 (301) 20.03.2002

Идея выставки бракованных фотографий оказалась не так безумна. Куратор проекта Сергей Терентьев сумел придать выставке смысл. Нелегко пришлось жюри. Профессиональные фотографы восприняли критерий "бракованности" слишком буквально, выбирая среди своих неудачных работ те, где неправильно поставлена выдержка или присутствует крупное "зерно". Неудачные фотографии приносили пачками: мол, выбирайте сами. Однако организаторы выставки видели перед собой совершенно иную цель: предложить фотографам самим покопаться в "мусоре", по-новому взглянуть на себя и свое творчество. "Фотографы-профессионалы трудно расстаются со своими стандартами", — говорит Сергей Терентьев. И им потребовалась определенная доля мужества, чтобы "выставиться" под таким лозунгом. Возможно, поэтому идея "Фотоотстоя" привлекла больше непрофессионалов. Но, по большому счету, считает Терентьев, неважно, кем был сделан брак. Главное — суметь разглядеть в нем некий смысл, образ. Как на знаменитой фотографии с могилы Цветаевой, где смешались два кадра и в результате в небе над могилой поэтессы возникли церковные купола.

Серьезными и вдумчивыми кажутся работы, где на один снимок наслоились еще несколько, создав причудливый коллаж. Иногда даже кажется, что здесь не обошлось без вмешательства какой-то таинственной потусторонней силы, хотя авторы проекта утверждают, что все дело в дешевых "мыльницах". Другие фотографии — там, где у фотографа дрогнула рука и изображение получилось смазанным, — не так "загружены" информационно, зато очень красивы благодаря неожиданным наслоениям цветов, которые придают некую фантастичность предмету или образу.

Среди прочего "отстоя" взгляд останавливается на одной фотографии — портрете девушки с яблоком в руке. Работа кажется безукоризненной с технической точки зрения, и все же автор счел ее браком. Слишком ядовитые цвета сделали образ очаровательной девушки пошлой картинкой. А что может быть хуже для настоящего художника, чем "опуститься" до уровня потребительского рынка.

Удивительны пейзажи, на которых живописно расплылись краски — так, будто на снимки попала капля реактива. Все четыре работы были найдены на месте пожарища в Карельском центре народного творчества. "Половина вещей в искусстве зависит от случая", — считает Сергей Терентьев. Возможно, и эта случайная выставка положит начало новому направлению в искусстве фотографии.

Хлесткое название — "Фотоотстой" — несомненно привлечет зрителя на новую экспозицию.