Экономика Пивной путч

Денис НИКОЛАЕВ
№12 (301) 20.03.2002

Давно стали историей тевремена, когда пиво стоило 37 копеек. Правда, в ту пору пива в Петрозаводске днем с огнем было не найти. А когда оно появлялось, то возникал такой ажиотаж, как будто к нам приехал по меньшей мере руководитель дружественной социалистической страны. После эпохи очередей у пивных ларьков и кислого "Жигулевского" в начале 90-х на Карелию хлынул рыночный ливень привозного пива, сначала импортного в банках, а затем и отечественного.

Области и регионы, взявшие курс на производство своего бутылочного пива, получили весомое и гарантированное (ибо пиво граждане не перестанут пить никогда) пополнение своего бюджета. Иная ситуация сложилась в Карелии. Петрозаводский пивоваренный завод розлива 1952 года не смог свободно войти в рынок. Старое оборудование не позволило выпускать конкурентоспособный продукт. Вхождение в рынок не прошло безболезненно.

ЭТО ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС

О ситуации с пивоварением в нашей республике немало знает Олег Головин, работавший в 1997-1999 годах конкурсным управляющим Петрозаводского пивзавода.

— Когда Вы возглавили пивзавод, в каком состоянии он тогда находился?

— В 1997 году меня назначили арбитражным управляющим. Пивзавод в то время был государственным предприятием и проходил процедуру банкротства. Выпуск продукции был минимальным — завод разве что не стоял, а то, что производилось, не выдерживало на рынке никакой конкуренции.

— На что была сделана ставка?

— Введение внешнего управления и проведение процедуры банкротства преследуют главную цель — удовлетворение требований кредиторов за счет продажи имущества предприятия. Иными словами, можно вообще ликвидировать производство. Однако я считал иначе. Говорят, что уровень развития региона определяется наличием собственного пива, которое выдерживает конкуренцию и пользуется спросом на рынке. И мы поставили совершенно иную цель — не только рассчитаться с долгами, но и реанимировать производство, чтобы завод начал работать.

— Это получилось?

— Когда мы пришли на предприятие, там стоял налоговый пост. То есть все средства, которые поступали на счет завода, переводились в счет задолженности по уплате налогов. Эту проблему нам пришлось решать первой. Сама технология производства не соответствовала санитарным нормам, а качество пива было далеко от стандарта. Поэтому на первом этапе мы полностью прекратили выпуск бутылочного пива. Затем была проведена реконструкция одного из цехов, в котором установили новую линию и систему фильтрации. За счет первых полученных средств построили полностью автоматическую котельную, новое бродильное отделение. Все это дало возможность начать выпуск качественного пива. Конечно, нельзя сказать, что оно успешно конкурировало с продукцией таких магнатов пивоварения, как "Балтика" или "Ярпиво", поскольку та реконструкция, которую мы провели, была недостаточной. И все-таки за счет нее мы сумели выйти на определенные объемы производства.

Также наладили выпуск большого спектра лимонадов, минеральной воды. Взамен устаревших поллитровок появилась удобная пластиковая упаковка. Летом на полную мощность работал квасной цех, который приносил хорошую прибыль.

— За счет чего происходила модернизация производства? Как складывались отношения с правительством и кредиторами?

— Нужно сказать, что за это время в нас никто не вкладывал деньги. Правительство, хотя и было собственником предприятия, не помогало. Завод выбирался из кризиса самостоятельно, развитие производства в основном шло за счет собственных оборотных средств. Пояса, что называется, пришлось затянуть, работая за минимальную зарплату, деньги были только на сырье. Большую помощь оказал ряд банков, хотя риск для них был очень велик. Представьте себе, банк кредитует предприятие, проходящее стадию банкротства?! Такую ситуацию не каждый день можно встретить. У нас, северных людей, патриотизм все-таки есть. Банкиры проявили заинтересованность в развитии производства и оно развивалось. Мы брали краткосрочные кредиты и по всем рассчитались. Сложились нормальные отношения с поставщиками, они тоже шли нам навстречу, предоставляя сырье с отсрочкой платежа.

— Был ли интерес к заводу со стороны крупных пивоваренных компаний?

— В свое время мы вели переговоры с заводом "Степан Разин", но в то время у них не было свободных средств, чтобы вкладывать в наше производство. Крупным же фирмам, "Ярпиву" или "Балтике", легче поглотить требуемый объем спроса за счет собственного производства. Но многие, кто занимался реализацией пива, были готовы и в дальнейшем сотрудничать с нами, у них был интерес к нашей продукции.

— Выгодно ли пивоварение? Можно ли было сделать наше пиво конкурентоспособным?

— Конечно, можно! Пивная отрасль развивается очень динамично. За примером далеко ходить не надо — расширение завода "Балтика", который уже давно вышел на российский уровень. Есть перспектива у кондопожского пива, в Костомукше построен завод, куда вложены огромные деньги, стоит прекрасное оборудование, весь процесс автоматизирован, но есть проблемы с кадрами. Пиво очень популярно, поэтому развивать эту отрасль выгодно.

— Была ли перспектива у Петрозаводского пивзавода?

— И внутренние, и внешние факторы показывали, что предприятие вышло из кризиса и начало развиваться. Оно было способно увеличить выпуск продукции в несколько раз, требовались только вложения. Мы сделали первый шаг, а потом, безусловно, все зависело от умения работать качественно, от умения сделать правильный экономический анализ, создать соответствующий мониторинг существующего рынка — но это был уже второй этап, когда предприятие перешло в собственность "Лотоса", который решил попробовать свои силы в этом бизнесе.

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ...

Пивзавод, будучи государственным предприятием, помощи от государства практически не получал. Руководством предприятия, возглавляемого тогда Олегом Головиным, был разработан перспективный бизнес-план развития на 5 лет. Если бы государство вложило тогда 1 миллион долларов инвестиций на реконструкцию завода (по ценам 1997 года это порядка 6 миллионов рублей), прибыль предприятия составила бы в первый же год 5-6 млн рублей, а на следующий — свыше 12 миллионов. Документы о выделении средств уже были готовы к утверждению, уже были даны гарантии под кредит, но... Зашумели выборы, сменилось правительство. Новое руководство республики взяло иной курс. То ли "свежее" правительство предпочитало свежему пиву другие напитки, то ли по каким-то другим причинам, но в декабре 1999 года акции пивзавода были проданы за 3 миллиона 170 тысяч рублей фирме "Лотос плюс". Еще 3 миллиона фирма обязалась вложить в производство в виде инвестиций. Обязательным условием продажи было сохранение 80% рабочих мест (около 65 человек). Олег Головин тогда ушел с завода. Вместе с Головиным с предприятия ушли многие специалисты и рабочие.

Новому хозяину необходимо было выстраивать свои отношения с работниками. Во-первых, утвердить новый коллективный договор. По словам заведующей орготделом Республиканского комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Валентины Власовой, он так и не был составлен.

— Какая ситуация с заключением коллективного договора сложилась на Петрозаводском пивоваренном заводе после прихода нового руководства?

— Руководство предприятия в лице директора завода Сергея Смелова предложило тогда интересный проект. Вне зависимости от квалификации и стажа работы для всех устанавливался единый оклад в размере одного МРОТа, то есть 300 рублей. Такое правило не распространялось только на самого директора и главного экономиста. В дальнейшем к окладу, в зависимости от выполнения плана, устанавливалась ежемесячная премия. Рабочих такого рода соглашение не устроило и проект коллективного договора повис в воздухе.

— А что случилось потом?

— В сентябре прошлого года руководство предприятия отправило своих работников в вынужденный отпуск. На полгода. За этот срок было обещано провести модернизацию производства. Во время вынужденного простоя по вине предприятия работодатель платит коллективу 2/3 тарифной ставки, размер которой должен быть установлен в коллективном соглашении, так и не заключенном на предприятии. В связи с этим выходное пособие работников составило 2/3 минимального размера оплаты труда, или, говоря простым языком, 200 рублей в месяц. Разумеется, большинство работников с завода уволились.

— А кто же сейчас работает?

— На сегодняшний день, по моим сведениям, численность рабочего коллектива составляет 28 человек. Это работники заводоуправления, которые покидают тонущий корабль в последнюю очередь, и компрессорного цеха, без которого предприятие не сможет работать.

— Чем директорат объяснил необходимость простоя?

— За это время обещали заменить оборудование. Все ждут решения собрания акционеров "Лотоса", которое должно принять решение о проведении модернизации.

ДОЛГИ, ДОЛГИ, ДОЛГИ...

Произведена ли сегодня модернизация производственных мощностей завода — нам выяснить не удалось. Любые попытки взять интервью у директора предприятия заканчивались неудачей. Он направил нашего корреспондента к представителю по связям с прессой. Представитель сообщила, что вся информация, которой руководство предприятия считало нужным поделиться с общественностью, уже прошла в некоторых средствах массовой информации. Наши вопросы так и остались без ответа.

О том, какова сейчас ситуация на заводе, говорят факты. По данным управления экономики и инвестиционной политики петрозаводской администрации, на 1 января нынешнего года ОАО "Пивоваренный завод "Петрозаводский" задолжал в бюджеты всех уровней около 1,5 миллиона рублей. Потери только городского бюджета от простоя предприятия составляют 2 миллиона (1,6 — от акцизов и 400 тысяч подоходного налога). Завод практически стоит, но есть хозяйственный комплекс, поэтому обязателен налог на имущество, который тоже не платится — еще 300 тысяч рублей.

В результате всех этих действий карельский потребитель не получил качественной продукции, а бюджеты всех уровней — миллионы. Не трудно подсчитать, сколько зарплат, пенсий и стипендий правительство могло бы выкроить из этих денег. Не говоря уже о защите местного производителя. Наши "пивные деньги" текли и текут к предприимчивым соседям: питерцам, ярославцам. (Кстати, в Туле около 40% поступлений в бюджет — деньги от реализации пивной продукции).

Будет ли работать завод — сейчас сказать трудно. Недоброжелатели распускают слухи, что на его базе планируют разместить очередной ликероводочный завод. Разумеется, это неправда. Пиво — продукт выгодный. Однако для того, чтобы "запустить" предприятие, нужны средства. Карелия, видимо, гордится тем, что все местные предприятия попадают в местные же руки. Но то ли средств на инвестиции у местного бизнеса не хватает, то ли руки не те...

P.S. В этом году Петрозаводскому пивоваренному заводу исполняется 50 лет. Сможет ли предприятие гордо отметить свой полувековой юбилей?