Обзор Мучитель Санта-Клаус и женщина — источник заражения СПИД. Как сексистская реклама в России захватывает соцсети, телеэкраны и улицы городов

8 473

В канун новогодних праздников Московский кредитный банк выпустил рекламный ролик, который вызвал бурю возмущения в Рунете. Рекламу назвали откровенно сексистской, что может серьезно подпортить имидж самого банка. В связи с этим Rep.ru вспоминает другие скандалы последнего времени, связанные с рекламой, которая многим показалась унизительной для женщин.


Новогодняя сексистская сказка

В том самом предновогоднем ролике Московский кредитный банк напоминает, что Новый год и Рождество — это время, когда стоит подумать о главном — побыть рядом с близкими, насладиться домашним уютом. Вернуть себе волшебство… просто стоит лишь искренне захотеть. Но, как пишут на феминистких форумах, более сексистской новогодней рекламы сложно придумать, ведь женщину здесь похищают и подвергают насилию.

youtube

Женщина как угроза заражения СПИД

В канун Всемирного дня борьбы со СПИД жителям Москвы не понравилась социальная реклама «Против СПИДа», которая появилась в столичных поликлиниках, в общественном транспорте и на улицах. Постеры являлись частью кампании Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИД департамента здравоохранения города Москвы.

Некоторые горожане посчитали, что плакаты содержат сексистскую коннотацию, поскольку указывают, что угроза СПИДа косвенно исходит исключительно от женщины.

Мария Годлевская, координатор проекта «Заботливая Вера»:

Что имел в виду автор? Женщина — источник опасности? Женщина — измена? Стигма порождает рост эпидемии, а сексизм уничтожает уважение. Тут в пору лозунг «укрепим стереотипы». Вот не слова о том, чтобы требовали, к примеру, чистый инструмент в медицинском учреждении. Ну что-то о правах, как вариант.


Застрахуй ее по полной

В 2013 году крупная страховая компания решила стимулировать продажи полисов по автострахованию путем размещения на улицах Москвы вот таких билбордов. После вспыхнувшего скандала рекламная кампания была свернута, хотя билборды висели на московских окраинах еще не один месяц.


Автосервис для девушек

А вот жительницам Хабаровска, обратившимся в региональное УФАС, удалось добиться демонтажа сексистской рекламы. Речь идёт о наружной рекламе одного из местных автосервисов, в который девушку можно пускать одну. Авторы обращения обратили внимание на то, что текст «девушку можно отпускать одну» транслирует, что женщина не может посещать автосервисы одна, что она несамостоятельна в своих решениях, что ей требуется разрешение для посещения автосервиса. Если посмотреть под другим углом, то получается, что во все другие автосервисы по каким-либо причинам нельзя обращаться девушкам. В итоге комиссия УФАС признала слоган нарушающим Закон «О рекламе» и обязала ответчика демонтировать все баннеры с сексистским слоганом в течение пяти суток.


Потребительские ноги

Несколько екатеринбуржцев пожаловались в УФАС на женские ноги в рекламе на билборде. По мнению заявителей, реклама носит оскорбительный характер, поскольку создает впечатление потребительского, при этом вполне «законного» отношения к женщинам.


Женщина и сигарета

Минувшим летом в Перми разразился скандал после появления на улицах города социальной рекламы, посвященной борьбе с курением. Жители города сочли такую постановку вопроса сексистской, так как слоган программирует потребителей данной рекламы на вторичность женщины по отношению к мужчине. Эксперты по рекламе с ними согласились, так как реклама содержит выделение по гендерному признаку, дискриминирующее всех женщин, и при этом откровенно оскорбляет курящих.

twitter.com

Откровенные билборды

Билборды в российских городах вообще оказываются самым ярким воплощением рекламы, в которой женщина предстает как объект эксплуатации, а иногда и насилия. Так, в Санкт-Петербурге некоторое время назад местная строительная компания продавала квартиры в своих новостройках, рекламируя их на билбордах по всему городу.


Реклама шинного центра в Самаре вызвала просто шквал негодования местных жительниц и пользователей соцсетей.


Не меньшее возмущение вызвал «креатив» из Петрозаводска


и из Воронежа.


В Вологде антимонопольщики заинтересовались рекламным баннером с полуобнаженной женщиной после отрицательных отзывов в соцсетях. В итоге общественный совет при вологодском управлении Федеральной антимонопольной службы решил, что на щите изображены непристойные образы, оскорбляющие святость и чистоту брака. С материалами для теплоизоляции и кровельных работ женщина в неглиже никак не связана.


Оптический обман

Некоторым может показаться, что это реклама молока, но на самом деле промоушен салона оптики в Барнауле. В качестве способа продвижения салон выбрал такую двусмысленную рекламу. 

instagram.com

Фото опубликовано @trendmag

Лита Артеменко:

Сексуальная объективация, пропаганда того, что женщина — это раба и «дойка» в первую очередь, красивая подставка для аксессуаров. Специально молоко налили и фартук подвязали.


  • Идеология сексизма разделяет людей на мужчин и женщин, противопоставляет их друг другу и прямо или косвенно утверждает превосходство мужчин над женщинами. Экономическое, социальное и политическое неравенство между ними она объясняет различиями в природной сущности.

  • Специальной статистики о количестве зафиксированных в России случаев оскорбительной для женщин рекламы официальными органами не ведется. По некоторым данным, антимонопольной службой в соответствии с законом о рекламе 2006 года выявляется и пресекается лишь около четверти всех таких эпизодов.

  • В Тюмени феминистская организация «Гербера» минувшей осенью объявила о начале создания карты сексистской рекламы в городе и предложила распространить этот опыт на всю страну. Проект должен показать, насколько дискриминация женщин распространена в повседневной жизни.